Киргизия. Ноябрь 2011.

НЕ ГНЕВИТЕ ГОРНЫХ ДУХОВ…

Часть 1.

День первый (26-27.10)

Если меня кто-нибудь спросит, зачем я вновь поехал в горы, то я вряд ли смогу ответить однозначно. Когда был в Киргизии в феврале этого года, то не почувствовал гор так, как хотелось бы.

Поэтому, когда Игорь предложил поехать туда вновь, но теперь в конце октября, то сразу же согласился.

Готовиться начали еще за несколько недель: проверили снаряжение, пару раз съездили в тир, чтобы опробовать себя в стрельбе на разных дистанциях, начали принимать витамины.

За день до выезда начался предохотничий «мандраж», который закончился, как только выехал из дома.

Как и в прошлый раз, решили встретиться у Игоря дома в Химках, откуда, раскидав вещи, выдвинуться в Шарик. Перед выездом, решил проконтролировать, все ли готово к нашей встрече, и позвонил организаторам.

- А вы уже в аэропорту? — ответил на мое приветствие организатор нашей охоты Денис.

- Еще нет, пока вещи укладываем, — сказал я в ответ.

- Леха, не бери карабин, киргизы на тебя не сделали разрешения на ввоз.

- Как, почему? — слегка опешил я.

- У них там выборы, и они неохотно впускают оружие в страну.

- Подожди, а Игорю сделали?

- Да, 100 — пудово сделали.

- Так, хорошо, а мне там найдется из чего стрелять?

- Найдется, выберешь любой из трех карабинов 300 калибра.

Так, началось, подумал я. Будем надеяться, что на этом и закончится. Но я ошибся. Однако все по-порядку.

В аэропорт приехали вовремя и на проходе таможенного досмотра неожиданно встретили знакомого Игоря, который тоже летел в Бишкек, но по делам. Время полета за разговорами пролетело быстро. А когда стали выходить Валерий, так звали знакомого, предложил пройти через VIP зал. Оказалось, что он не маленький человек в Киргизии. Так что с оформлением визы и оружия не было никаких проблем. Я позвонил встречающему нас Мирбеку, и он пришел в VIP зону, откуда мы уже загрузились в его представительский Мерс.

Об этом Мерседесе надо сказать отдельно. Когда мы приехали в Киргизию в первый раз, Игорь был просто в восторге от этой машины представительского класса первого поколения. Не стал он хуже и сейчас. Огромный салон, удобные кресла, мягкая подвеска…

Дорога до Каракола заняла пять часов, и если в прошлый раз я большую ее часть проспал, то на этот раз смотрел во все глаза. Как только рассвело, стало очень красиво. Настоящая золотая осень, буйство красок на фоне гор и озера Иссык — Куль.

Приехав в Каракол, успели только поспать 1,5 часа. Я проснулся первым и услышал русские голоса снизу: это вернулась с гор команда охотников, которые были на охоте 10 дней до нас. Я разбудил Игоря и пошел вниз, чтобы поздороваться и услышать новости об охоте. Встретились очень душевно, поскольку в группе были двое наших старых товарищей — Сергей и Александр. С ними были еще трое охотников. Познакомились, поговорили. Поскольку двоим охотникам было за 60, а один был совсем молодой (сын Александра Ивановича), охота была не совсем однозначна: и зверей долго искали, и подходить к зверю было тяжело (возраст), один день вообще был буран и были проблемы с лошадьми. В общем, поговорили, все обсудили, и ребята поехали в Бишкек, а мы стали собираться к выезду в горы. Решили ехать в ночь, чтобы не терять следующий день на дорогу.

Ночная дорога всегда сложна, а в горах особенно. Это мы ощутили на первых же километрах, еще на подъезде к горам. Я стал уже слегка дремать, как вдруг — резкое торможение, юз, крики «держись, держись». Проснулся я сразу и успел увидеть в свете фар, как мы остановились на краю встречной обочины. Оказалось, что из кустов неожиданно вышла лошадь, и, хвала молодому, но опытному водителю, он справился с управлением, и мы не улетели в кювет. Да, — решил я, — приключения продолжаются. Но «Бог любит троицу», может быть, то, что ружье привезут только завтра и есть третья неудача?

Что водитель знает свое дело, я понял на первых же километрах горного серпантина. Честно скажу, на первых километрах горной дороги мне просто хотелось сесть вместо него за руль — так он мучил машину, до последнего момента вытягивая на второй передаче прежде, чем переключиться на первую. Но чем выше мы забирались, тем большим уважением я проникался к его опыту. На заснеженных перевалах он умудрялся справляться с самыми сложными ситуациями. Да, да, перевалы были именно заметены снегом, и по ним гуляла поземка, хотя на дворе был только конец октября.

Дорога была долгой, забегая вперед, скажу, что она заняла около 8 часов. Часа за два до базы мы въезжали в погранзону, поэтому успели размять ноги и попить чайку, пока проверяли наши документы. Глядя на погранцов, вспомнил свои армейские будни — как будто вчера все было. Когда спустились с последнего перевала, Игорь зачем-то спросил: «Сколько осталось до базы?» «Да минут 40,» — сказал водитель. Лучше бы он этого не говорил. Дальше мы ехали по каменистому руслу реки, которому, казалось, не будет конца, и дорога заняла около 1,5 часов.

Но вот, наконец, и база. Добротный дом, рядом — юрта. Нас ждали только утром, поэтому обошлись горячим чаем, да есть и не хотелось — дорога вымотала. Приехали в 3 утра и уснули, как убитые.

День второй (28.10)

Проснулись в 10 утра. И начали день с пристрелки. «Мой» карабин еще не доехал, поэтому около часа занимались карабином Игоря.

Пока стреляли, неожиданно прилетел самец орла бородача. До чего же красивая и величественная птица! Я был просто в восторге, успел рассмотреть его в бинокль. Раньше видел таких только в зоопарке и в определителях.

Решили в 14 часов выехать прогуляться по горам, чтобы почувствовать себя в седле. Какое счастье, что лагерь находился лишь на 3000 метрах, а не выше. Но высота давала себя знать и здесь, и небольшая тахикардия все-таки чувствовалась. Выехали ровно в два часа. Даже не ожидал, но после февральской охоты я намного комфортнее чувствовал себя в седле.

Ехали ущельем, по дну которого бежал горный поток, замерзший местами настолько, что лед выдерживал лошадь с седоком. Чтобы двигаться по каменистой долине, приходилось то и дело преодолевать его. А когда увидели козерогов на одном из склонов, то стали очень плотно жаться к одной из стенок, выбирая путь не там где комфортнее, а где незаметнее, так, что местами шли прямо по реке.

В одном из таких мест лошадь Игоря вдруг решила зайти в середину потока и поскользнулась. Я обернулся в тот момент, когда лошадь погрузилась по самое седло, но, надо отдать должное всаднику, он не потерял самообладания и быстро справился с ситуацией. Когда до козерогов оставалось совсем немного, мы спешились и стали красться среди камней. Но в заходящих лучах солнца увидели только самок. После некоторого ожидания двинулись дальше. Проехав всего каких-нибудь 200 метров, мы неожиданно увидели стадо козерогов, бегущих по левому склону совсем рядом. Причем бежали только самцы. Игорь быстро спустился с лошади и лег для стрельбы. Стрелять было очень неудобно. Угол около 40 градусов вверх, дистанция приблизительно 400 метров.

И совершенно непонятно в кого стрелять, поскольку в стаде было около 30 козерогов и большинство из них оказались на фоне склона, поэтому невозможно было оценить трофейные качества рогов. Первый выстрел пришелся в камень, поскольку козел стоял на склоне мордой к нам, а его тело было скрыто за скалой. Козероги стали подниматься выше, и второй раз Игорь стрелял уже в зверя стоящего в небольшой расщелине на дистанции около 560 метров. И тут звери выбежали на открытое место, и их стало хорошо видно, но расстояние было уже больше 600 метров. С нашим проводником Туратом в один голос мы закричали: «В третьего стреляй, в третьего!» Это был самец с очень хорошими рогами. После выстрелов козероги продолжили движение, и мы провожали их взглядами, пока они не скрылись за перевалом. Но это мы с Игорем, а Турат смотрел по окрестным скалам и, вдруг, сказал — «вон в ложбине торчит рог». Я пригляделся и увидел, что между двумя скалами, в расщелине, то появляется, то исчезает рог козерога. Видимо, после попадания зверь упал с противоположной стороны скалы и, только благодаря внимательности нашего проводника, мы не потеряли трофей. Турат снял теплую одежду и, поскольку было не понятно, подранок лежит наверху или нет, взял карабин и начал подъем в гору. Мы с Игорем остались ждать внизу. Как только он начал подъем, задул сильный ветер, пошел снег и начался буран. Где-то минут через 30 раздался выстрел, а за ним еще один. Снег немного стих, и мы увидели Турата, который спускал вниз по склону добытого зверя. Это был некрупный козерог, но мы и не рассчитывали на очень крупный трофей в первый же день охоты.

Когда начали разделывать добычу, неожиданно появился наш прошлогодний проводник Бакыт, который возвращался с другой базы, расположенной в 60 км, и совершенно не ожидал увидеть нас. Как выяснилось позднее, он вообще принял нас за предыдущих клиентов, тем более что наша маскировка было очень похожа на их камуфляж. Поэтому, когда мы радостно закричали, стоя на высоте: «Привет Бакыд!» — он отреагировал довольно мрачно, раздумывая о том, почему клиенты не уехали. А когда поднялся к нам, то очень обрадовался.

Собственно, разделывать было особенно нечего. Игорь попал зверю в живот, поэтому он не ушел со стадом, но когда к нему поднялся Турат, зверь довольно резво бросился бежать. Вторая пуля перебила таз, и только третья попала в сердце.

Взяв трофей, мы начали спуск к базе вдоль горной речки, где совсем недавно поднимались, спугивая горных дупелей. И, совершенно неожиданно, увидели маленького козленка, стоящего под скалой у самой реки. Мы остановились, я начал его снимать на видео. Игорь спросил, что с ним, а Бакыд ответил, что он просто больной, поэтому не может ходить со стадом. Забегая вперед, скажу, что один местный молодой охотник через пару дней пошел и застрелил его, типа на мясо, и только потом выяснил, что он больной. Господи, ну почему вокруг столько идиотов, которые готовы стрелять все, что шевелится. И, слава богу, что еще есть настоящие охотники.

Мы так устали, что спать легли практически сразу после ужина. И зря. Проснулись где-то около 10.30, попили чаю и стали составлять баллистическую таблицу под мой прицел, для калибра .300 win.mag. Спасибо Игорю — все составили с помощью его баллистического калькулятора до 500 метров с шагом в 50 метров, но уснуть удалось с большим трудом.

День третий(29.10)

Если в первый и второй день высота чувствовалась, то проявлять себя она стала в третью ночь. Я проснулся в 03.30 утра от тахикардии и часов до 5 промучился. Не знаю, спал ли я, или просто периодически проваливался в сон, но совершенно не отдохнул. Часов в 5 все-таки решился встать и выпить валерианки. Уснул почти сразу, но когда в 6 утра нас разбудили, то не чувствовал себя отдохнувшим. Пусть говорят мне, что угодно великие трезвенники, но в течение шести дней охоты мое утро начиналось с рюмки виски, водки или коньяка, которые очень помогали снять аритмию. Вы скажете, ну, конечно, похмелиться никогда не вредно! Да, подтвердят мои слова те, кто выезжает со мной часто на охоту, я не пью больше трех-четырех рюмок. Ну, не люблю я это дело. Однако в горах здоровье оказывается дороже. А, как известно, спиртное хорошо «разжижает» кровь.

Ночью поднялся сильный ветер, а следом за ним пришел снежный буран. Поэтому, когда мы проснулись, снег то начинался, то вновь заканчивался. Но в ущелье около базы погода была плюсовая.

Как только рассвело, я пристрелял выданный мне карабин «Антонио Золи» калибра .300 win.mag с оптикой 3-9х40 (оказалось, очень приличная машинка). Мы сели на лошадей: Игорь с проводником Туратом, а я с Бакыдом, и разъехались по разным ущельям.

Мы начали подниматься именно в то ущелье, где вчера с Игорем добыли козерога. На том месте сидело множество хищных птиц: вороны, беркуты, черные грифы и множество белоголовых сип.

Мы проехали мимо и стали подниматься выше по ущелью, пока не подъехали к плоскогорью, где нечего было делать козерогам, а искали мы именно их. Там могли быть только бараны.

Как же здесь зимой лютуют волки. По словам, проводника, как только речки закрываются льдом, волки сгоняют в ущелья козерогов и баранов, ослабленных после гона, и выбивают наиболее слабых. Постоянно натыкаешься на остатки их пиршеств.

Причем, очень много останков козерогов и баранов с выдающимися трофейными качествами.Обнаружив, что зверей нет, мы начали подъем наверх скальников. Каждый, кто побывал в таких местах, навсегда запоминает ощущение высоты. Одни вспоминают о нем с чувством страха, другие восторга. Я до сих пор ощущаю ту мощь, которая окружает тебя, чувствуешь себя маленькой крупицей среди этих древних сил природы. Представьте себе хребты гор на высоте около 3800 метров, по гребням которых ты передвигаешься. Где-то пешком, где-то на лошади. Справа пропасть высотой с 10-этажный дом, а может и более, оканчивающаяся узким ущельем, по дну которого бежит речной поток, вдоль которого вы только что ехали. Слева каменистая осыпь, уходящая полого в другое ущелье. И где-то там, на скалах, козероги и бараны прячутся от снежного бурана и ветра. В этот день природа решила проверить нас на прочность. Ледяной ветер, около 13 метров в секунду, буквально валил с ног не только нас, но и лошадей. Все звери были ниже нас, и мы рассматривали их в бинокли, но по большей части это были стада баранов, козероги на сегодня ушли куда-то в другие ущелья.

Еще в начале пути, мы, проезжая мимо вчерашнего места добычи козерога, увидели множество хищных птиц, слетевшихся попировать на его остатках. Совсем рядом от нас взлетели и расселись на скалы вороны, беркуты, черные грифы, белоголовые сипы и бородачи. Давно я не видел такого количества хищных птиц. Когда же мы поднялись наверх, то оказались на «крыше мира», с которой казались совсем маленькими окружающие горы, но поражающие своим великолепием и многообразием красок. При разном освещении они выглядели совсем по-другому. Именно в такие моменты понимаешь картины Рериха, передающие эту мощь и красоту! Белоголовые сипы и грифы сопровождали нас, летая на уровне наших лиц или даже чуть ниже. Это было очень красиво: огромные птицы, не боясь и не прячась, парят на ветре, практически рядом с тобой.

Осмотрев ущелья, мы решили спуститься вниз и продолжить поиски уже в других местах. Спуск оказался довольно сложным. Он представлял довольно крутую скальную осыпь градусов под 40-50. Лошади может и сумели бы пройти здесь с седоком на спине, но мы решили не рисковать и повели их в поводу. Спускаться пришлось буквально «челноком», выискивая малейшие изгибы почвы, чтобы не сорваться по осыпи. Я всегда считал себя более подготовленным к горам, чем это оказалась. Где-то на середине пути мои колени начали дрожать от напряжения, и я был счастлив, что приехал в правильной обуви (своих старых сапогах фирмы Роки), с хорошей подошвой, которая отлично держала меня на спуске. (Честно скажу, к концу охоты и они не выдержали нагрузок и порвались, достойно прослужив мне около 7 лет). Спуск занял около 40 минут, и когда мы спустились, я был счастлив дать возможность отдохнуть своим ногам, вновь забравшись в седло.

В лагерь мы вернулись еще засветло, а когда стемнело, приехал и Игорь. Они тоже ничего не добыли. Зверей видели много, но не нашли достойного трофея.

День четвертый(30.10)

В эту ночь я отлично выспался, никакая аритмия уже не беспокоила, и проснулся в 6 часов готовый к свершениям и преодолениям.

Было решено выехать в охотничье хозяйство, расположенное в соседнем ущелье. Для этого к нам присоединился еще один проводник с красивым именем Алмаз, непосредственно из того хозяйства, куда мы ехали.

Довольно быстро проехав на лошадях по ущелью, мы забрались на самые кряжи гор, с которых открывался чудесный вид на окрестности. Но смотреть на них особенно было некогда, т.к. ураганный ветер, казалось, сдует нас со склона вместе с лошадью.

Больше всего, конечно, поражали проводники, в особенности, молодой Алмаз. Мало того, что ходят они все по горам в резиновых сапогах, тут в ботинках с хорошей горной подошвой не знаешь, как на склоне удержаться, так еще и бегают по горам быстрее, чем лошадь, на которой ты едешь. В одном из таких мест мы с Бакытом поехали посмотреть соседние ущелья, поскольку в предыдущих видели, в основном, баранов. А Алмаз поехал посмотреть другие ущелья, заехать домой и переодеться.

Козерогов нашли совсем неожиданно после нескольких часов поисков на одном из склонов и начали подход. Казалось бы, что тут идти — всего-то метров 100. Но это — то вверх, то вниз. Делаешь шагов 15 вверх по склону, и одышка просто разрывает легкие. Высота 3800 метров, воздух разрежен, дышать нечем, да еще только третий день охоты, когда организм еще до конца не привык к нагрузке и высоте. Подбираюсь к проводнику и, вот досада: козероги заметили нас раньше и куда-то скрылись. Обидно.

Опять начинаем поиск. Но еще одно стадо оказывается не так далеко. Оно расположилось в ущелье, спрятавшись от ветра и пурги. Проводники говорят, что подойдем метров на 300, не больше. Начинаем подход. Иду и молю Бога, чтобы дал мне сил, чтобы помог совершить начатое, а потом спуститься живым с этой верхотуры. Но козероги замечают нас раньше и начинают уходить, выйдя на соседний склон. Мы замираем. «Стрелять будешь?» — спрашивает Бакыд. Я смотрю в оптику. Козерог очень красив: черные бока, светлая спина с черной полосой.

«А как трофейность?» — задаю вопрос.

«Где-то, как у Игоря,» — отвечает проводник.

«А дистанция?»

«500 метров,» — отвечает Бакыд, посмотрев в мой дальномер.

Я пробираюсь ближе к проводнику. Отвесный склон, обрывающийся в ущелье, и небольшой плоский камень под правой рукой. Располагаюсь на нем. Вроде бы удобно, хотя ноги свисают влево практически без упора. Еще раз интересуюсь точной дистанцией. Беру дальномер, протянутый проводником, и смотрю уже сам. Все-таки не 500, а 517. Открываю составленную баллистическую табличку — она только до 500 метров. Угол наклона — 20 градусов. Делаю 31 клик для 500 метров и добавляю еще один — всего 32.

Козероги замирают напротив нас, и тот, в которого я собираюсь стрелять, стоит вторым. Располагаюсь на камне и ловлю козерога в оптику. Хорошо, что у прицела легко ловится параллакс — чуть неправильно расположил глаз относительно оптики и сразу это чувствуешь. Тонкие нити прицела останавливаю на козероге. Слева дует небольшой боковой ветер около 5 м/с, но какой он будет на другой стороне ущелья сказать трудно. Поэтому, не делая боковых поправок «кликами», просто смещаю точку прицеливания немного левее лопатки, ближе к груди. Звери отсюда кажутся крошечными, даже 9-кратная оптика не особенно их увеличивает.

Делаю несколько глубоких вдохов, восстанавливая дыхание и, как только оно становится ровным, нажимаю на спусковой крючок. Выстрел разноситься эхом по ущелью, и все животные бегут вверх по склону. Я передергиваю затвор, ловлю своего козерога в прицел и вновь стреляю. Мой проводник вдруг начинает громко кричать: «Попал, попал, вон он падает»! Я вначале ничего не понимаю. «Где, где»? — тупо спрашиваю Бакыда. Но потом, взглянув в прицел, вижу сползающее вниз по склону тело козерога. Вначале даже не верю своему выстрелу, а поверив, тоже начинаю кричать, как безумный, вместе с Бакыдом. Оказалось, что у него сегодня день рождения, и я своим выстрелом сделал ему подарок.

Спуск был не менее сложным, чем переход на вершине. Надо было около 500 метров спускаться по отвесному сыпучему скальнику градусов под 30. Кое-как, перебегая зигзагом от камней к скалам и обратно, стараясь избегать особенно сыпучих участков, мы спустились к более-менее пологой части, и Бакыт вновь полез вверх, чтобы забрать тушу козерога, а я стал медленно, с передышками продвигаться к выходу из ущелья. Какое счастье, что я туда не дошел. Бакыд дошел до туши зверя и столкнул ее вниз. Угол был настолько острым, что зверь долетел до считанные секунды, развив довольно приличную скорость. Хорошо, что я не оказался у него на пути.

Когда, наконец-то, спустился, то почувствовал, что ноги просто никакие — спуск с горы два дня подряд не прошел даром. Как у старика: колени дрожат, бедра гудят.

Теперь можно было не спеша разглядеть мой трофей. Им оказался козерог с рогами длиной 87 см — не бог весть что, если говорить о трофейных качествах. Но какая у них была мощная база! Рога были все потресканы, а в самом козероге чувствовалась мощь старого зверя. Я ни на секунду не пожалел о своем трофее.

По-видимому, смертельным оказался первый выстрел. Ветер все-таки немного снес пулю, и она, попав по задней части ребер, изменила траекторию и вышла с другой стороны тела, полностью уничтожив легкие зверя. С такой раной тот еще пробежал около ста метров и рухнул.

Итак, козерог был добыт с дистанции в 517 метров из карабина Antonio Zoli калибра .300 win.mag. и оптике 3-9х40, которая позволила не только хорошо разглядеть зверя и качественно прицелиться, но и быстро с помощью кликов подготовить оружие для выстрела на пол-километра.

Домой возвращались уже затемно, в прекрасном приподнятом настроении, на хорошем аллюре!

День пятый (31.01)

«Лошади устали, надо им дать отдохнуть» — сказал один из организаторов нашей охоты Андрей. «Проедете до вершин на УАЗе, а там немного прогуляетесь пешком. Теперь мы знаем, что значит «немного прогуляться пешком».

На УАЗе мы действительно проехали на высоту около 3200, а перед тем, как дорога начала взбираться на перевал, свернули в долину. Меня козерог уже не интересовал, а вот Игорь хотел отстрелять хорошего трофейного зверя.

Стадо козерогов оказалось где-то в километре от нас. Они спокойно паслись на склоне, и мы в течение получаса наблюдали за ними в надежде, что стадо скроется за уступом, и мы сможем подойти поближе. Стадо не скрылось. И мы начали подход по долине реки, прикрываясь уступами и буграми, стараясь сократить расстояние. Где-то метров в 600 пришлось остановиться: козероги слегка насторожились, а идти дальше надо было по абсолютно открытому пространству.

Пока решали, откуда лучше стрелять, козероги слегка сдвинулись вперед. Игорь с проводниками буквально взлетел на бугорок и стал готовиться к стрельбе, а я потихоньку поковылял за ними, справляясь с одышкой. И откуда у них только силы берутся? Среди стада выделялись хорошие трофейные звери. Козероги явно забеспокоились и начали перемещаться. Игорь приготовился к стрельбе и спросил Турата, который смотрел в бинокль с дальномером, о дистанции до животных. Потом мы неоднократно вспоминали эту особенность егерей округлять расстояние.

«600 метров» — сказал Турат.

Игорь быстро выставил на своем «люпольде» нужную дистанцию, прицелился и выстрелил. Пуля прошла точно между ног у козла, как сказали проводники. Игорь стал выяснять причины промаха, и тут выяснилось, что расстояние было не 600, а 622 метра. Как раз не хватило двух кликов. Было очень обидно и досадно.

Мы вернулись к машине и, вернувшись в долину, перекусили.

«Сейчас немного прогуляемся» — сказал Бакыд.

«Далеко»? — спросили мы с Игорем.

«Да, вон на ту горку заберемся и посмотрим долину, где должны быть козлы с баранами».

Мы посмотрели на «горку», она не внушала каких-либо опасений. Через реку перебрались на спинах проводников, которые были в резиновых сапогах, а мы в ботинках, и начали подъем.

Что это был за подъем! Вроде бы ничего особенного, но все время вверх по камням и скальнику. Егеря уходили вперед и ждали нас через каждые метров 100-150, но под конец подъема и они устали. Зачем мы только согласились сюда подниматься? Честно скажу, что на этом подъеме я ощутил себя просто альпинистом, идущим на штурм вершины.

В какой-то момент я понял, что надо переставать отдыхать — после отдыха становилось очень тяжело вновь взять темп. На вдох шаг, на выдох шаг, вдох — шаг, выдох — шаг. Вначале я двигался довольно мелкими шагами, но потом увидел, как передвигаются егеря, и стал делать большие шаги. Под конец подъема я делал по 50 больших шагов, а потом стоял и восстанавливал дыхание. Но ближе к вершине больше, чем по 20 шагов, делать вообще не удавалось. Вместо отведенных нам 2 часов на подъем мы поднимались все 4. Да еще наши проводники забыли взять из машины воду. Пить хотелось ужасно и в какой-то момент, найдя чистый ручей, Игорь попросту встал на четвереньки и начал пить, под мои крики: «Не надо, а то козленочком станешь». Хорошо, что чувство юмора нас не покидало до самой вершины, а то совсем бы было плохо.

Когда взошли на самый верх, то мы были просто счастливы, что сделали это! Оказалось, что мы поднялись с 3200 метров на 3950!

Оставался один вопрос: «А где же звери?» Они не заставили себя ждать, но ими оказались волки, которые убегали на расстоянии километра от нас по вершине горы. Но ни козлов, ни баранов не было.

«Всех волки угнали» — сказали наши проводники. «Теперь надо спускаться».

Это была просто подстава какая-то. Прогулка почти на 4000 метров, чтобы посмотреть на красоты и вернуться. Обалдеть! Мы были просто в ВОСТОРГЕ — хотелось кого-нибудь убить.

Спуск был не на много лучше подъема. Скальники и осыпи сменяли узкие расщелины, через которые стекали обледеневшие мутные потоки. Когда спуск стал более пологим, я просто пошел маршевым шагом, размахивая руками, как на параде. И это была не бравада – сил не оставалось никаких. Шел только на силе воли. И все-таки перед самой машиной зацепился ногой за камешек и рухнул. Посидел и вновь пошел к машине, до которой, слава Богу, оставалось всего несколько шагов.

А на склон, тем временем, выбежали бараны (самки с молодежью) и встали на склоне метрах в 200 от нас. Дух гор провожал нас, весело смеясь над тем, как ловко провел горе-охотников.

Наверное, только минут через 30 поездки в УАЗе я пришел в себя. Отпился водой и чуть-чуть отдохнул. Игорь же все это время жутко орал на егерей, ругая за такой бестолковый поход. Я же молчал, не в силах хоть что-то говорить. Основной разбор полетов все равно оставался на вечер, но к моменту, когда мы туда приехали, «пар» был уже достаточно выпущен.

Думал, что сначала напишу про всю поездку целиком, а уже потом повешу на всеобщее обозрение, но заболел. Поэтому пока — только первая часть.

ЧАСТЬ 2

День шестой (01.11)

Ночью, около 4 часов, я вышел на улицу. Ветер стих полностью, звезды скрыли облака и медленно падал снег.

Когда через два часа мы проснулись, то земля была укрыта белым пушистым ковром, а снег все падал и падал.

сайт 1.jpg

Выезжали вчетвером: мы с Игорем и два проводника — Турат и Улан. Довольно быстро проехали узким ущельем и оказались в русле каменной реки. Именно ее я видел пару дней назад с высоты гор и сначала принял за озеро, а потом разглядел, что это широкая каменная долина. Дальше начиналось плоскогорье, но сейчас и оно и окрестные горы были скрыты туманом, который уже начинал понемногу рассеиваться, и на пологих склонах стали видны пасущиеся бараны, которые, завидев нас, быстро убегали.

Мы продвигались лощиной, когда проводники заметили зверей и стали нас торопить. Игорь как раз закурил, и Турат стал ворчать, что запах дыма спугнет животных. Запах табака действительно довольно быстро распространялся по ущелью. Мы выехали на плоскогорье и увидели на снегу следы убежавших зверей. Тут же спешились и осторожно подошли к краю ущелья вслед за нашими проводниками. Напротив нас по противоположному склону всего в каких-то 150 метрах поднималось стадо баранов. Среди них не было достойного трофея, но это нисколько не уменьшало красоту этих гордых горных красавцев.

Мы двинулись дальше и вскоре увидели еще одно стадо, прячущееся в ложбине между гор от ветра и пурги, которые особенно сильно бушевали сегодня.

Ветер то раздувал облака и открывал в ярком солнечном свете окружающие нас вершины гор, то вновь закрывал все снежной пеленой.

Мы начали обходить стадо стороной, чтобы сократить расстояние насколько это возможно. Скрываясь за гребнями гор и ведя лошадей в поводу, мы стали все ближе и ближе подходить к нужной долине. А затем, бросив лошадей, уже просто поползли к краю склона. Что за чудо эти лошадки! Стоит спешиться, как они тут же начинают пастись, не особенно удаляясь в сторону. Но чтобы они не помешали охоте и не спугнули зверя, их привязывают к седлам друг друга, как бы в круг, и те стоят покорно на месте.

Бараны лежали в долине всего в 260 метрах от нас. Ветер был около 10 метров в секунду, но, казалось, внизу его вообще не было. По опыту прошлых охот мы знали, что стрелять лежащего барана сложно — вполне можно сделать подранка. Поэтому решили подождать. Но звери совершенно не собирались вставать. Тогда было решено, что Игорь приготовится стрелять, а Турат встанет, чтобы вспугнуть животных. Игорь приготовился, дал команду, Турат поднялся. Но бараны как будто не замечали его. Тогда он стал махать рукой. Опять никакой реакции.

-Все, хватит, ложись. Палец замерз, — сказал Игорь. Проводник лег.

-Так, давай еще раз, — скомандовал охотник.

На этот раз встал Улан. И бараны как по команде рванули с места. Они не встали, как ожидали мы, а побежали вперед. Но, отбежав совсем немного, встали. Игорь только этого и ждал. Прицелился и нажал на спуск. Но спусковой крючок не поддался, будто кто-то удерживал его. Игорь потянул резче, карабин дернулся, клюнул, и пуля прошла ниже барана.

Потом, когда мы анализировали произошедшее, то поняли, что во время пурги снег набился в узкие зазоры УСМа. А пока Игорь держал палец на спусковом крючке, снег растаял и замерз, образовав тонкую ледяную корку, которая и воспрепятствовала выстрелу.

Но это было потом, а пока мы недоуменно наблюдали за убегающими баранами.

Перекусив, было решено проверить дальние ущелья, в которых в первые дни Игорь с Туратом видели баранов. Мы стали пробираться по гребням склонов, на которых с одной стороны все еще была осень, а с другой уже наступила зима. Ветер здесь был настолько сильный, что было просто счастьем, когда удавалось спрятаться за очередным гребнем. Лошадь все время приходилось подгонять вверх по склону, а она совсем не торопилась тратить свои силы на подъем и неохотно ускорялась. В конце концов, мы добрались до скал, дальше которых двигаться на лошадях было бессмысленно. Мы спешились и повели лошадей за собой. И тут я понял, что далеко не дойду. Ботинки РОККИ так сильно порвались, что я не рискнул их сегодня одеть, а надел обычные зимние ботинки с резиновой калошей, которые отлично помогали мне в лесу. Но на здешних склонах я почувствовал себя, как корова на льду. Поэтому, как только остановились, я остался с лошадьми.

Дальнейшие события развивались очень странно. Два проводника и Игорь стали продвигаться вдоль по склону. Турат ушел вперед, а Улан помогал Игорю. Когда они достигли середины склона, пройдя около 150 — 200 метров от меня, Игорь остановился, а Улан пошел следом за первым проводником. Дальше все происходило очень быстро. Игорь развернулся, зачем-то сделал несколько шагов назад, потом сел и, естественно, тут же начал скользить вниз по снежному склону. Тогда он посмотрел вниз, повернулся и очень быстро стал забираться вверх, где в 10 метрах над ним была скала. Добравшись до нее, он обхватил ее руками и закричал.

Я в недоумении смотрел на товарища. Из-за поворота вышли егеря и тоже сильно удивились — клиента не было на склоне! Хорошо, что они вовремя его увидели, и упокоились. Подошли, помогли спуститься и добраться до лошадей.

Оказалось, что снег настолько изменил окрестности, что Игорь не узнал склон, по которому два дня назад ездил на лошади. И когда он остался один, то решил, что ниже него вертикальный обрыв в пропасть. А дальше сработал инстинкт самосохранения, и он бросился на спасительный утес, ну прямо, как отец Федор из «12 стульев». Только в роли пожарных, на этот раз, выступили егеря.

Мы пошли к лошадям, и повели их в обратную сторону. А когда прошли опасный участок, стали по очереди садиться в седла и двигаться дальше. Я ехал замыкающим, поэтому остановился, чтобы подождать, когда Игорь окажется на лошади. И тут сработала усталость, невезенье, а может дух гор за что-то сердился. В тот момент, когда всадник оторвался от земли и уже занес ногу над спиной лошади — она сделала шаг вперед. Этого было достаточно, чтобы Игорь потерял равновесие и всей тяжестью своего тела рухнул на каменистый склон. Он ужасно закричал и скорчился от боли. А я стоял на месте в некой растерянности, и даже не пытался ему помочь, хотя он и был всего в двух шагах. Но вернувшиеся егеря, как — будто, вывели меня из оцепенения. Я подошел, попросил друга подышать глубоко, пошевелиться, покрутить рукой — никаких признаков серьезных повреждений не обнаружилось. Повезло, что падение пришлось на крутой склон, а не на прямую поверхность. Кое-как, вспоминая всех святых и божью матерь, Игорь вновь сел в седло и, вскрикивая от боли при резких движениях, начал спускаться вслед за нашими проводниками.

Ненавижу спуски. Лошадь то и дело проваливается, ты сам постоянно в напряжении, задница болит от елозенья по седлу на спуске. И просто счастье, когда можно, наконец-то, расслабиться и отдохнуть, вынув ноги из стремян.

Уже в конце спуска увидели на склоне, километрах в 2 от нас, стаю волков, которые пытались охотиться на козерогов. Стали за ними наблюдать, но через какое-то время и они увидели нас, прекратили охоту и, в свою очередь, стали наблюдать за нами. Потом им это надоело, они ушли, и мы продолжили путь к дому.

Когда приехали на базу, то после всех осмотров и растираний, решили, что насчет завтрашней охоты будем решать по утреннему состоянию Игоря. (сразу скажу, что уже в Москве выяснилось, что у Игоря очень сильный ушиб левой лопатки).

День седьмой (02.11)

Утро началось с хождения по базе и округе, а затем стрельбы по камням, чтобы понять самочувствие Игоря и его готовность «к подвигам». Решили, что последний день нашей охоты мы проведем в поисках козерогов и баранов.

Выехали втроем: проводник Турат и мы. Поскольку боль все-таки давала о себе знать при быстром передвижении, мы ехали очень медленно. Я бы даже сказал — тащились. В какой-то момент мне казалось, что ущелье, которое прежде мы проезжали довольно быстро, сейчас стало просто каким-то бесконечным.

И вот в конце этой бесконечности мы увидели стадо козерогов, прыгающих по краю скал. Впереди шли самки с козлятами, а последними двигались несколько козерогов, среди которых выделялся довольно крупный и практически черный самец.

Игорь и Турат спешились и быстро забрались на небольшую скалу. Но как ни старался Игорь устроиться для стрельбы, ему не удавалось найти удобную позицию. Козероги не стали ждать, пока он спустится вниз, и скрылись за склоном.

Быстро, поехали, — сказал Турат, - перехватим. Мы «вскочили», а точнее влезли в седла и стали погонять лошадей вверх по каменистому ущелью, куда ушли животные. И как только выехали из-за поворота, то увидели самок с козлятами, перескакивающими по дну ущелья у дальней стенки. Стоило охотнику приготовиться к стрельбе, появились и сами козероги. Первым шел тот самый самец. Он двигался неторопливо, перепрыгивал через камни, замирая только на секунду. В одно из таких мгновений Игорь и выстрелил с дистанции в 360 метров. Зверь сделал еще несколько шагов и … скрылся за скалой. Следом за ним прошли еще два молодых самца. И вся троица остановилась сразу за скалой, так что нам виден был хвост последнего.

Мы быстро забрались в седла и поехали за ними. Все стадо перешло ущелье на другую его сторону. А эти три козла, пройдя немного вверх по ущелью, стали забираться вверх по вертикальной стенке. Там на вершине они вновь показались, уже в третий раз, подставляясь для выстрела. И опять было неудобно стрелять.

Кровь мы нашли практически сразу, но ее было совсем немного — просто капелька, хотя при каждом шаге зверя ее размеры увеличивались. Турат попытался обойти скалу, но из-за снега стало так скользко, что он не сумел этого сделать. По-видимому, пуля попала в козерога в момент его прыжка и прошла за ребрами навылет. Если бы не подгоняющие его молодые звери, он лег бы и отлежался. А так ушел куда-то за вершины скал.

Расстроенные, мы продолжили путь. Но больше так ничего не нашли, только к вечеру чуть было все не перессорились. Сказалась усталость.

Когда приехали на базу и рассказали обо всех наших злоключениях, то Денис довольно спокойно сказал — завтра утром егеря поедут и доберут подранка. Мы были очень удивлены — неужели это возможно? Оказалось, что да.

Турат и Бакыд выехали в 4 утра, а мы, проснувшись, стали собирать вещи к отъезду. И просто не поверили своим глазам, когда в 10.30 увидели наших проводников, подъезжающих к лагерю с головой и шкурой добранного козерога. После того, как мы видели его в последний раз, козерог зашел за гребень горы и лег. На этом месте егеря нашли много крови, а потом, уже совсем обессилев, скатился вниз в соседнее ущелье, где его и нашли.

Счастливые и довольные, мы вдоволь нафотографировались и выехали в сторону Каракола. Через заметенные перевалы, на которых иногда просто хотелось от страха выскочить из салона машины и пойти пешком, мимо огромной долины, в центре которой располагалась погранзастава, вниз к озеру Иссык-Куль.